Ладья, идущая напролом (№2)

Красивую партию часто сравнивают с драгоценностью, с алмазом, с жемчужиной. Разыщите в какой-нибудь базе, к примеру, 16-ю партию матча-реванша Каспаров-Карпов (1986, Лондон – Ленинград) и быстро «прокрутите» её на мониторе. Красиво, ничего не скажешь. Да? И ещё один вопрос хочется задать: «А что вы поняли? Ничего? Аналогично…»

А теперь, выключите-ка комп, да отложите все дела по возможности в сторону, в том числе и эту книжечку. А достаньте-ка вы, разлюбезный читатель, запылившуюся шахматную доску. Вспомните-ка, кстати, когда вы в последний раз двигали «живые» фигуры? Небось, всё по Интернету режетесь сутки напролёт? И раскройте-ка книгу «Два матча» (стр. 188 – 211) и погрузитесь на денёк-другой в мир фантазии и волшебства. Причудливые комбинации, эндшпили с «невозможным» соотношением сил, ходы на которые просто не хватает восклицательных знаков. Опять вопрошаю: «Что вы поняли? Ничего? Аналогично…»

И думается мне, что уже на второй странице вам стало ясно, что «партия-бриллиант» с примечаниями победителя, в сто, двести, тысячу раз ценнее, красивее, привлекательнее нежели «сырой алмаз» сухой нотации. Отсюда вывод: «Не ленитесь шахматисты, большие и маленькие!

Комментируйте/анализируйте свои и чужие шедевры. И тогда вас ждут приятные сюрпризы!»

Ну что, вернулись в нашу такую скучную, но реальность? Вижу, что вернулись.
И, как после окончания чемпионата мира по футболу, приходится смотреть матчи нашей, так называемой премьер-лиги, то вашему вниманию сейчас предлагается такой вот маленький, но новый, «бриллиантик» в корону первого чемпиона.

2. Рейнер - Стейниц
Вена, 1860

10… g5!

Королевская ладья чёрных уже готова сказать своё веское слово!

11.Qe6

Или 11.Qd1 Qd7 12.b4 Bb6 (через166 лет, во время которых техника развивалась семимильными шагами, можно поправить и Андерсена 12... Qh3!–+) 13.Bb2 d3! 14.Qxd3 Ne5 15.Qe2 Qh3 16.Nd2 g4! 0-1. Колиш – Андерсен, Париж 1860

11... Ne5 12.Qf5+ Kg7

И теперь, после сделанного соперником первого чемпиона мира хода

13.Kh1

поединок продолжался совсем недолго:

13… Kh8 14.Rg1 g4 15.f4 Nf3 16.Rxg4

и эффектную точку ставит ферзь (немного не в тему)

16… Qh4!! 17.Rg2 Qxh2+! 18.Rxh2

но завершает дело, как это и «полагается» в этом месте ладья:

18… Rg1#

0-1

Чудесная партеечка, не правда ли!

А теперь приступаем к «шлифовке»! На последней диаграмме – критическая позиция этой партии-малютки. После – лишь эффектное «добивание» противника. Так называемый «хруст гравия под ногами» (Фишер). В книге Якова Нейштадта «Вильгельм Стейниц. Искатель истины» («Рипол-классик», 2004), автор рассматривает «как более упорное» 13.Bxg5 (если 13.Kg2 , то 13... Qe7 с угрозой Лaf8), но тогда, разумеется, «13... Nxf3+! (после 13...Kh8 14.f4 Nf3+ 15.Kh1 Nxg5 16.fxg5 Rxg5 преимущество на стороне чёрных, но до выигрыша ещё далеко) 14.Qxf3 Qxg5+ и на 15.Qg3 (g2) (15.Kh1 Raf8 и т.д.) 15... Kh8!» (Я. Нейштадт).
И как всегда примечание прерывается на самом интересном (для меня!) месте

Несомненно, на первый взгляд (взгляд любителя) позиция чёрных уже «по-приятнее».
А на второй взгляд (взгляд любителя, вооружённого компом) позиция и вовсе «кажется» выигрышной! Но как именно, каким конкретно способом выигрывают тут чёрные, если белые попытаются сопротивляться из всех сил?

К примеру,

16.Qxg5

«Разменяем ферзя, затем ладью (и) по линии «g», а там будь что будет», - думают белые. Если 16.Kh1, то 16… Qh5 17.Qd3 Qg4 18.Qg3 Qxe4+ 19.f3 Qe2

16... Rxg5+ 17.Kh1 Rf8

«Не дали выиграть красиво, выиграем технично: сначала пешку на f2, потом и партию», - рассуждают чёрные.
«Ни за что!», - мнится белым:

18.f3.

Или (хотя какое-то тут «или»!) 18.Rg1 Rxg1+ 19.Kxg1 d3; 18.cxd4 Bxd4 19.Nc3 Rxf2 и т.д.

«Вот ты и попался, голубчик!», - мысленно кричат чёрные, и, минутку-другую (чтобы уже дошло до всех!) полюбовавшись позицией, играют:

18... Rxf3!! 19.Rxf3

Это, конечно, авторский произвол.
Но и после 19.Nd2, что, естественно, является более упорным, то 19… Rxf1+ 20.Rxf1 dxc3 21.bxc3 Rg4!, и от чёрных потребуется лишь аккуратность.

19... Rg1+!!

Как в этюде! Из трёх фигур отдать две, но так, чтобы оставшихся в живых бойцов вполне хватило для красивого выигрыша

20.Kxg1 dxc3+ 21.Kf1 cxb2

бочком, так бочком, скромненько так, и вышли в люди…

Комментирование закрыто.